Бобат - терапия
Бобат-терапия носит название по фамилии, разработавшей метод в 40-х годах прошлого столетия супружеской пары из Лондона, физиотерапевта Берты Бобат и нейрофизиолога доктора Карла Бобата.
Берта на основе собственного опыта и наблюдений обнаружила физиологические позиции тела, позволяющие затормозить патологические двигательные рефлексы. Такие позиции способствовали снижению мышечного напряжения и формированию управляемых движений.
Основная идея Берты Бобат - взаимодействие тела и психики, то есть лечится не рука или нога в отдельности, а человек в целом, воздействуя и изменяя через движение высший центр - головной мозг.
Cовременная Бобат-концепция ориентирована на оценку состояния и абилитации детей с функциональными и двигательными расстройствами и нарушениями постурального контроля вследствие поражения центральной нервной системы. Этот подход используют при терапии для детей любой степени ограничения физической и функциональной активности.
Теоретическое обоснование метода основано на способности мозга к пластической адаптации (нейропластичности) в меняющихся условиях внешней среды, побуждающих к совершенствованию двигательного поведения.
Концепция рассматривает возможности пластичности мозга как основу для развития, обучения и восстановления нервной и мышечной систем.
Терапия направлена на максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей ребенка, а не на восстановление движения до уровня нормального.
При этом предполагается, что раннее начало терапии уменьшит вторичную дегенерацию нейронов коры, связанную с нарушением аксональных проекций клеток мозга, погибших в результате первичного повреждения, и таким образом обеспечит больше возможностей для восстановления функций.
Главная цель Бобат-терапии - повышение функциональной активности человека, расширение его участия в социальной жизни. Достигается эта цель посредством устранения аномальных, неэффективных, стереотипных паттернов движения, которые препятствуют нормальному функционированию, и выработки новых, более эффективных.
Основные принципы двигательного обучения: активное участие ребенка, тренировка навыка и постановка значимых для него целей.
Основные задачи терапии — стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций.
При этом работа с мышечным тонусом ведется для улучшения качества движения, а не ради нормализации тонуса как такового.
В концепции Бобат существуют три базовых принципа терапевтического воздействия.
Это:
- ингибиция, или торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;
- фасилитация, или усиление правильных (нормальных) движений и положений тела;
- стимуляция с помощью тактильных и кинестетических стимулов, необходимая для ощущения ребенком правильных движений и положения тела в пространстве.
Бобат-терапевты оценивают ребенка, выделяют недостающие и патологические движения или элементы движений и выбирают такие приемы, которые позволяют ему почувствовать нормальное движение и достичь желаемого результата.
Терапевтические приемы — это позиционирование (когда физический терапевт помещает ребенка в определенные позы) и техники ручного обращения (когда терапевт своими руками удерживает ребенка, распределяет его вес, перемещает его, то есть использует ингибицию, фоссилизацию и стимуляцию для движения)
Принципы Бобат -терапии:
- включенность вмешательства в повседневную жизнь ребенка;
- последовательность терапевтического воздействия;
- препятствование появлению патологических движений;
- стимуляция появления правильных двигательных паттернов.
Методика хорошо сочетается с другими видами терапий, применяемыми при абилитации детей ДЦП, ЗПМР, поэтому комплексный подход дает заметные результаты.
Продолжительность занятия составляет 40 или 60 минут.
Узнать подробности и записаться на занятия можно по телефону: 8-931-105-85-90 ( многоканальный).
Используемые источники:
1. Е. В. Клочкова «Введение в физическую терапию: физическая реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы» – с. 331-333, М. : Теревинф, 2014.
2. Е.В. Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю.Заболоцкис «Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов» - М.: Лепта Книга, 2018.