Монтессори-терапия
Частным направлением Монтессори-педагогики стала Монтессори-терапия, которая с высокой эффективностью использует принципы Монтессори-педагогики для коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Подход коррекционной работы состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы - сам ребенок.
Игры строятся на развитии образного мышления: ребенок учится на глаз оценивать количество, объем предметов независимо от формы, которую они принимают.
Система Монтессори направлена, прежде всего, на общую социализацию ребёнка. Поэтому важно создать условия, при которых ребёнок сможет почувствовать себя уверенным, проявить самостоятельность и независимость, что так важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Девиз педагогики Монтессори - «помоги мне это сделать самому». Большое место в методике отводится формированию моторных и сенсорных навыков, соответствующие возрасту.
В отношении развития двигателньой сферы детей, а также интеграции детей с двигательными нарушениями работа с Монтессори-материалами направлена на реализацию следующих задач:
Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускул рук. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.
Расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке в овладении своим телом.
Упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться и раздеваться, причесываться, застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить и прочие самостоятельные действия по самообслуживанию.
Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.
Предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей: работа кистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом.
Способствовать развитию музыкального слуха детей и ритмике их движений.
Способствовать такому состоянию ребенка, когда его внутренняя свобода и дисциплина реально становятся двумя сторонами одной медали и отражаются в его поведении. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми.
При нарушениях крупной моторики, а именно контроля и координации движений, с наибольшим успехом используются упражнения навыков практической жизни (особенно подготовительные упражнения и особые упражнения движения), при нарушениях мелкой или глазодвигательной можно использовать все упражнения.
Произвольное движение осуществляется мышцами, управляемыми волей человека посредством головного мозга. Гармоничное движение определяется согласованной работой многих пар мускулов, действующих в противоположных направлениях и уравновешивающих друг друга. Оно не дано от природы, но должно строиться и совершенствоваться самим ребенком при помощи его психики. Движения не только содействуют развитию психики, но и помогают судить об уровне ее развития: если ребенок способен выполнять только грубую работу, развитие его психики также ограничивается. Поэтому занятия практической повседневной деятельностью способствуют развитию психических процессов ребенка: особенно внимания, памяти, мышления и т.д.
Продолжительность занятия составляет 30, 45 или 60 минут.