Сенсомоторное развитие и сенсорная терапия
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания детей нарушениями в развитии.
Сенсомоторное развитие ребенка– это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.
Знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать крупную и мелкую моторику, и всё это позволит легче учиться и адаптироваться в социуме.
Поэтому в своей работе педагог обращает особое внимание на обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов:
- зрительное восприятие;
- тактильно - двигательное восприятие;
- слуховое восприятие;
- восприятие пространственно - временных отношений;
- восприятие особых внешних и внутренних свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.
На занятиях по сенсомоторному развитию специалист охватывает все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляет на полисенсорной основе использование одновременно двух или более органов чувств.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Применяются, как стандартные методы и приёмы работы, так и инновационные технологии (арт-терапия, элементы сенсорной интеграции).
Продолжительность занятия составляет 60 минут.