Логопедический массаж Смирнова Л.В.
« НазадЛогопедический массаж Смирнова Л.В. 26.05.2015 12:32Логопедический массаж в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с двигательными нарушениями СМИРНОВА Л.В., учитель-логопед ТУЗ «Вологодская областная детская больница»; КУДРЯВЦЕВА СВ., зав. кабинетом коррекционной педагогики ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования», г. Вологда
В последние десятилетия возросло число детей, рождающихся с тяжелыми моторными и речевыми задержками. Анализ годовых отчетов неврологического отделения для грудных детей Вологодской областной детской больницы, за последние 7 лет, выявил закономерность такого роста в среднем на 1% в год. На наш взгляд, данная ситуация обусловлена увеличением количества младенцев, родившихся с признаками перинатального поражения ЦНС, а также стремительным развитием реанимации новорожденных.
Перинатальное поражение выражается патологическим состоянием, обусловленным патогенным воздействием на мозг плода во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения (внутриутробные инфекции, асфиксии, внутричерепная родовая травма и др.). По данным О.Г. Приходько [6], частота перинатальной энцефалопатии (ПЭП) встречается до 83,3% случаев. Раннее поражение мозга в дальнейшем обязательно проявится нарушенным развитием, отклонениями в поэтапном развитии различных звеньев двигательного анализатора, познавательной и речевой деятельности. Другими словами, шанс заболеть детским церебральным параличом имеет приблизительно один ребенок из 10 с диагнозом ПЭП. Ведущие в клинической картине ДЦП двигательные нарушения характеризуются центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами и часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами. У детей с синдромами двигательных расстройств отмечаются следующие нарушения: спастический парез, регидность, гиперкинезы, атаксии. В речевой моторике наблюдаются аналогичные дефекты: спастико-паретический, гиперкинетический, атактический, смешанные синдромы. Ранняя коррекция отклонений в психомоторном и речевом развитии детей — одна из актуальных проблем современной логопедии. По мнению О.Г. Приходько, Е.Ф. Архиповой, К.А. Семёновой, эффективность медико-педагогической помощи усиливается благодаря пластичности мозга ребенка в этом возрасте. В комплексной работе по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата и улучшению процессов приема пищи необходимо использовать дифференцированный логопедический массаж. Он представляет собой совокупность приемов механического воздействия, изменяющего состояние мышц, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата и создающего положительные кинестезии. Массаж предваряет артикуляционную и дыхательную гимнастику и рассматривается как структурная часть индивидуального логопедического занятия. Перед проведением массажа логопед диагностирует состояние мышечного тонуса губной, мимической и язычной мускулатуры пальпацией. При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная и безболезненная; при гипертонусе напряжена, иногда болезненна; при гипотонусе — вялая, излишне мягкая, повисшая. При осмотре следует обращать внимание на положение тела, возможные асимметрии, окраску кожи, кожные высыпания и кожные кровоизлияния. Обследование начинается с наблюдения за ребенком в период бодрствования, без привлечения к себе его внимания. Это дает возможность оценить положение его тела, поведение, эмоциональные и голосовые реакции, непроизвольные движения. Оценивается иннервация мимической, губной и язычной мускулатуры. При парезах и параличах мимической мускулатуры можно выявить комплекс симптомов: опущенный угол рта, больший размер одной из носогубных складок, неравномерность образования складок на лбу во время крика, перетягивание рта в одну сторону, неплотное захватывание соски, подтеки пищи из угла рта. Все это свидетельствует о периферическом поражении лицевого нерва. Дети, находящиеся на зондовом питании в возрасте 1— 3 мес, встречаются все чаще. Логопедический массаж в этом случае необходим для нормализации глотания и сосания. По тому, как ребенок сосет и глотает и как эти процессы сочетаются с дыханием, можно судить о функции тройничного, лицевого, подъязычного (сосание), языкоглоточного и блуждающего (глотание) нервов. При нормальном развитии у малыша в течение 10— 15 мин отмечается активное и ритмичное сосание, молоко не выливается, поперхивания отсутствуют и на каждые два сосательных движения приходятся два глотательных и одно-два дыхательных. Если ребенок неплотно захватывает соску, вяло сосет, утомляется, поперхивается, кричит при присасывании, долго держит молоко во рту, имеет носовой оттенок голоса — это говорит о бульбарных или псевдобуль-барных нарушениях. При бульбарном синдроме эти симптомы сочетаются с отсутствием нёбного и глоточного рефлексов: свисанием мягкого нёба, вытеканием пищи через нос, саливацией, проявляющейся к 4 мес. при вертикальном положении ребенка на руках у взрослого. При бульбарной симптоматике ребенок находится на зондовом вскармливании. При псевдобульбарной симптоматике усиливаются нёбный и глоточный рефлексы. Изолированное поражение подъязычного нерва существенно не нарушает сосания и глотания. При плаче можно обнаружить отклонение кончика языка в сторону паретичной мышцы (поражение подъязычного нерва). Могут отмечаться недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта, невыраженность кончика языка, ограниченная способность языка двигаться вниз, назад. Все это не дает возможности формировать разнообразие звуков в гулении, лепете, а в дальнейшем и в речи. Повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре (гипертонус) приводит к спастичности артикуляционных мышц. При постоянном повышении тонуса в мускулатуре языка, губ язык напряжен, отодвинут назад, спинка его изогнута, приподнята, кончик языка не выражен. Повышение тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Непроизвольные движения при гипертонусе и спастичности артикуляционных мышц ограничены, что влечет за собой нарушение произвольной моторики. У ребенка 3—4 мес. уже отчетливо можно констатировать нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры, до этого времени у него преобладает физиологический гипертонус. В этом возрасте дети поступают на первый реабилитационный курс в отделение. Нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры могут проявляться и в виде гипотонии: язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, не могут плотно смыкаться, пища подтекает из углов рта, при жевании она вываливается изо рта. При этом может отмечаться назализация звуков гуления, лепета, крика. Дети с низким мышечным тонусом составляют основной контингент получающих логопедическую помощь. Соотношение нарушений мышечного тонуса видно из рисунка. При дистонии (меняющемся характере мышечного тонуса) в состоянии покоя отмечается низкий мышечный тонус, а при звуковых реакциях он резко нарастает. Индивидуальная логопедическая работа с ребенком раннего возраста строится на основе индивидуальной программы по результатам обследования фактического уровня его развития, индивидуальных особенностей, возраста, состояния мышечного топуса. Все занятия носят комбинированный характер, состоят из нескольких частей, каждая из которых решает свою задачу. Количество занятий (обычно 8—12) ежедневно зависит от времени пребывания ребенка в отделении. Длительность занятия до 30 мин. Занятие проходит в логопедическом кабинете, оснащенном специальной мебелью, игрушками, развивающими играми. В зависимости от двигательных возможностей малыш находится в специальном стуле, на руках у матери или кушетке. Предполагается динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени (дети поступают на повторный курс через 2—3 мес), что значительно повышает эффективность диагностики и коррекции. Особая роль в лечебно-педагогических мероприятиях принадлежит родителям, поэтому мать должна присутствовать на занятиях и обучаться приемам массажа и коррекционно-развивающей работы. Сочетание логопедической работы с восстановительным лечением (медикаментозные средства, массаж, ЛФК, физиотерапия, ортопедическая помощь) — важное условие комплексного воздействия специалистов (логопеда, невролога, врача ЛФК). Их общая позиция и согласованность действий при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции необходимы. Ведущая роль принадлежит врачу -неврологу, который проводит неврологическое обследование, назначает восстановительное лечение, дает рекомендации по объему психолого-педагогических нагрузок, исходя из соматического и неврологического статуса, при необходимости вносит нужные коррективы. В работе с детьми раннего возраста используются следующие виды массажа: — Дифференцированный логопедический (стимулирующий или расслабляющий); — Точечный; — Зондовый; — С использованием других инструментов. Логопедический массаж, являясь частью единого лечебно-педагогического процесса, играет важную роль в преодолении тяжелых речевых задержек у детей раннего возраста. Логопед, владеющий методикой логопедического массажа, способен достичь высоких результатов в преодолении вышеперечисленных нарушений. Подтверждением эффективности данного метода может служить нормализация или значительные улучшения мышечного тонуса артикуляционного аппарата, а также процессов глотания и сосания у детей первого года жизни с тяжелыми моторными и речевыми задержками, с которыми проводились сеансы логопедического массажа.
Список использованной и рекомендуемой литературы 1. Apxипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М., 1989. 2. Apxипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М., 2007. 3. Елыскина И.Б. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб., 2004. 4. Дьякова ЕА. Логопедический массаж. М., 2003. 5. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие. М., 2000. 6. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М., 2003.
7. Семёнова К А. Восстановительное лечение детского церебрального паралича. Вопросы ранней диагностики / Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. 2009. № 1, 2. |