Занятие по методу Томатиса
Метод Томатиса – это метод аудиотренировок, во время которых происходит прослушивание отрывков музыкальных классических произведений.
Он назван в честь его создателя Альфреда Томатиса –врача отоларинголога, изучавшим связь между слухом, голосом и мозгом.
Цель метода — улучшить способность центральной нервной системы воспринимать и интегрировать различную сенсорную информацию.
Томатис рассматривает ухо, как важнейший орган, формирующий сознание человека. Когда функция слушания расширена или восстановлена, центральная нервная система демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке сигналов, поступающих из окружающей среды.
Главный эффект, за счет которого работает метод Томатис – это электронное переключение. Переключение состоит в чередовании звуковых каналов, передающих то же сообщение, но с разной интенсивностью и разным тембром. Именно это чередование позволяет задействовать слуховые мышцы, а значит, запустить ориентировочный рефлекс.
Наш мозг работает так, что наше слуховое внимание (ориентировочный рефлекс) активизируется если объединяются два условия- непредсказуемый характер акустического сообщения и увеличение интенсивности сообщения. Переключение в методе Томатис в точности отвечает этим двум условиям.
В методе используется преимущественно музыка Моцарта, а также григорианское пение, вальсы и марши. Каждая разновидность из перечисленного при прослушивании дает свой определенный эффект, например, музыкальные произведения Моцарта стимулируют головной мозг, григорианское пение влияет на парасимпатическую нервную систему, марши и вальсы улучшают координацию и положение тела в пространстве.
Однако это не просто прослушивание музыкальных отрывков, на музыку дополнительно накладываются фильтры, позволяющие сделать акцент на нужной части звукового спектра.
Кроме этого, определенные настройки побуждают мозг быть в активном состоянии, а процесс слушания становится способом активизации восприятия звука, что в свою очередь приводит к улучшению качества речи.
Аудиотренировки улучшают концентрацию, память, что позволяет применять метод при подготовке к школе, при проблемах с успеваемостью. Их можно использовать при изучении иностранных языков или обучению пению. В качестве приятного побочного эффекта улучшается настроение и прибавляется сил и энергии.
Сегодня метод Томатиса является дополнительным эффективным инструментом при работе с детьми, страдающими нарушениями эмоционального фона, речи, голоса и поведения. Метод не только улучшает слуховое восприятие, но и положительно влияет на функционирование ствола головного мозга и вестибулярной системы, поэтому он назначается детям с различными дисфункциями в работе нервной системы:
- аутизм и нарушения аутистического спектра
- алалия
- синдром Дауна
- реабилитация после кохлеарной имплантации
- ЗПРР, ОНР
- ДЦП
Индивидуальная программа занятий для ребенка составляется после проведения аппаратного теста слухового внимания, который оценивает особенности воздушной и костной проводимости звука. Тест повторяется в середине и в конце курса, программа может корректироваться в зависимости от результатов теста и состояния ребенка.
Во время занятия ребенок в наушниках слушает музыку или голос, которые фильтруются с помощью специальной аппаратуры. При этом он может заниматься любым спокойным делом: строить из конструктора, рисовать, лепить из пластилина и т. д.
Продолжительность занятия 60, 90 минут